Занятие: "Что такое сила воли?"

 

 

Педагог- психолог Олешко Елена Ивановна.

Цель занятия: Знакомство подростков с приемами мобилизации своих сил на достижение поставленных целей. 

Участники: группа подростков 10 класса.

 

 

 

 

 

Задачи:

  1. Создать эмоционально-положительный настрой.

  2. Актуализировать имеющийся опыт.

  3. Создать условия для исследования компонентов силы воли.

  4. Тренировка принятия волевого решения.

Методы:

  1. Техники арттерапии (рисование)

  2. Игры

  3. Обсуждение, обмен мнениями.

Необходимые материалы: Цветные фломастеры, восковые мелки, карандаши, бумага, большой лист ватмана, клейкий карандаш.

Ход занятия:

этап

задачи

примечание

1

Введение. Настрой на занятие.

Мое настроение здесь и сейчас.

1)      Психолог предлагает подросткам, посмотреть друг на друга и поздороваться. Поздороваться с гостями.

Создание доброжелательной рабочей атмосферы.

 

Развитие рефлексии.

 

2

Расскажите,  с каким настроением вы пришли на занятие. 

 

 

3

Правила поведения в группе:

Уважение, доброжелательность, осознанность, ответственность, забота о себе, конфиденциальность, говорить от своего имени, «стоп», держаться регламента, правило одного микрофона.

Создание доброжелательной рабочей атмосферы.

 

 

4

Разминка: а) Написать на листочке качества человека, помогающие ему доводить дело до конца.

Б) в кругу перекидывая мячик друг другу называть  эти качества.

В) 1 мин с закрытыми глазами

Г) выстроиться по «длительности»  минуты

Создание доброжелательной рабочей атмосферы.

 

 

Эксперимент –разминка.

Объяснить подросткам смысл последнего упражнения.

5

Михалков стихотворение «Сила воли».

Обсуждение стихотворения: почему герой стихотворения все-таки уснул? Было ли это проявлением силы воли?

Снятие эмоционального напряжения.

 

6

Дискуссия. Кто, по вашему мнению, волевой человек – тот, кто заставляет себя сделать что-то нужное, или тот, у кого выработаны и закреплены в характере волевые привычки?

Подвергнуть сомнению стереотип о том, что волевое действие – это насилие над собой.

Вопрос на слайде.

7

Мини-леккция           «успех» =«интеллект» + «волевое действие»

Информация о волевых качествах личности

 

8

Тест « Волевой ли вы человек?

Статистическая диаграмма. Опыт анализа ситуации в группе.

 

9

Упражнение «Рисунок-ассоциация»

А) Придумать символ- изображение слов «сила воли, цель, план, первый шаг, настойчивость, уверенность, самостоятельность»

Б) наклеить ленточки с символами на общий плакат. 

С помощью символов запомнить последовательность этапов выполнения волевого решения.

 

10

Стихотворение «Заяц-барабанщик».

Обсуждение: кто вызывает больше симпатии волевой человек или безалаберный?

Почему?

Бывают ли  100% - волевые люди?

Снятие эмоционального напряжения. Принятие слабости.  Анализ ситуации с точки зрения этапов выполнения волевого решения.

 

11

Распределить фразы на этапы волевого действия.

Анализ поведения способствующего или тормозящего выполнение волевого действия.

Распределение карточек на плакате.

12

Техника «Цель-реальность-выборы-воля»

Группа делится на 2 команды.

Задать друг другу вопросы. Для смягчения эксперимента использовать игрушку.

Тренировка последовательности принятия волевых действий .

 

13

На каком этапе волевого усилия у вас происходит наибольший успех или сбой?

рефлексия

Написать на 2-х листочках

14

Настроение на пальчиках, пожелания

 

 

 

 

Сила воли Сергей Михалков

Я откровенно признаюсь,
Что в темноте я спать боюсь.

Когда вокруг меня темно
И занавешено окно,
Мне так и хочется вскочить
И поскорее свет включить.

Я чувства этого боюсь,
Но силой воли с ним борюсь –
Я говорю себе: Лежи!
Глаза закрытыми держи!

И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу
И засыпаю наконец.
Ну, разве я не молодец!

А можно было бы начать
С того, чтоб свет не выключать
И, чтобы не было темно,
Не занавешивать окно.
И до утра при свете спать…

Но так же можно трусом стать!

 

Заяц-Барабанщик

 

В. Берестов

 

За уши зайца

Несут к барабану.

Заяц ворчит:

- Барабанить не стану!

Нет настроения,

нет обстановки,

нет подготовки,

не вижу морковки!

 

Интервью « Цель – реальность – выборы – воля»

«Цель» (1 этап  - постановка реальной цели).

1.Назови одно важное желание.

2. Назови как можно больше  причин, по которым ты хочешь исполнения этого желания.

3.Назови проблемы, по которым оно может не осуществиться.

4.Как ты можешь повлиять на выполнение этих желаний, на разрешение проблем? (задать больше вопросов).

5. Какие могут быть кратковременные цели на этом пути? (помочь назвать больше подцелей)

7. Когда бы ты хотел достичь своей большей цели и промежуточных?

6.Как ты будешь измерять, на сколько приблизился  к своей цели?

7. А вообще-то это реально? (проверить уверенность)

«Реальность» (2 этап изучить то, что есть на самом деле)

  1. Кто прямо вовлечен в то, о чем мы говорим?
  2. Кто вовлечен косвенно?
  3. Если дела пойдут плохо, что с тобой случится?
  4. Как это отразится на остальных?(на тех, кто вовлечен непосредственно?)
  5. А на тех, кто вовлечен косвенно?
  6. Что ты сделал уже сейчас?
  7. К чему это привело? Какие результаты?
  8. Какие главные препятствия для дальнейшего движения вперед?

 

«Выборы» (3 этап выяснение возможностей, различных путей)

  1. Какие возможности у тебя есть? (несколько вариантов ответов)
  2. Что еще можешь сделать?
  3. Что, если бы у тебя было больше времени?
  4. Больше власти?
  5. Больше денег?
  6. Больше помощников?
  7. В чем твои выгоды по сравнению с другими?
  8. Какими своими усилиями ты готов расплатиться?

«Воля» (4 этап – переводим из области желаний в область действий)

1.      Что ты собираешься делать?

2.      Как это поможет приблизиться к желаемой цели?

3.      Назови сроки когда и что за чем ты будешь делать?

4.      Что может этому помешать?

5.      Как ты будешь это преодолевать?

6.      Кому следует об этом знать?  В чьей поддержке нуждаешься?

7.       Как ты собираешься ее получить?     

8.      Оцени по 10 бальной шкале свою готовность действовать.

 

        

Наши координаты: 195030, Санкт-Петербург,
ул. Отечественная, д.5 литера А,
тел./факс: 526-65-66