Занятие: "Как справиться с грустью?"

 Курс: «Практическая психология для подростков» (старшая группа)              

В рамках темы «Эмоции и адаптация». 

Занятие провела: Педагог- психолог Олешко Елена Ивановна.

Цель занятия: Знакомство подростков с некоторыми приемами саморегуляции эмоциональных состояний.

Участники: группа подростков 7-11 классов

 

 

 

 

Задачи:

  1. Создать эмоционально-положительный настрой.

  2. Актуализировать имеющийся опыт.

  3. Создать условия для развития эмпатии и умения принять поддержку.

Методы:

  1. Техники арттерапии (рисование)

  2. Игры

  3. Обсуждение, обмен мнениями.

Необходимые материалы: Цветные фломастеры, восковые мелки, карандаши, бумага, большой лист ватмана, клейкий карандаш, стимульный материал с изображением различных настроений.

Ход занятия:

этап

задачи

время

1

Введение. Настрой на занятие.

Мое настроение здесь и сейчас.

1)      Психолог предлагает подросткам, посмотреть друг на друга и поздороваться.

2)      Расскажите,  с каким настроением вы пришли на занятие.  Если вам трудно назвать словом свое настроение, предлагаю воспользоваться юмористическими картинками (раздает листы) или нарисовать свое настроение самому.

 

 

Создание доброжелательной рабочей атмосферы.

 

Развитие рефлексии.

2 мин

2.

Введение в тему. Психолог рассказывает о планах на занятие.

Я хочу продолжить разговор о чувствах. Сегодня мы поговорим о грусти. Мы поразмышляем о том, как возникает это чувство, и о том,  как с ним быть. Надеюсь, вы поделитесь своим опытом. А я предложу вам упражнения, с помощью которых можно поднять себе настроение.

Объяснение цели занятия.                                                                                                                                                                          

1 мин

3.

Углубление темы. Составляем список причин, по которым участникам группы иногда становится грустно.

1)      Напишите на листочках самостоятельно 2 – 3 причины, по которым вам в последнее  становилось грустно.

 

2)      Расскажите по каким же причинам вы грустили в последнее время. Я буду за вами записывать. Этот список пригодится нам в одном из следующих упражнений.

 

3)      Скажите, а зачем человеку грустить? Нужно ли это чувство? Когда погрустить полезно, а когда это может мешать?

 

4)      Как вы поднимаете настроение себе, своим близким или знакомым? 

  

Привлечение личного опыта. Тема становится актуальной для участников занятия.                               

Создание условий для выражения эмоций, развитие умения выслушивать, сочувствовать.

 

 

Использование ресурсов группы.

Актуализация личного опыта,  осознание его ценности.

Использование ресурсов группы для пополнения личного арсенала приемов саморегуляции.

 2 мин

 

 

2 мин

  

 

2 мин

 

 

3 мин

4.

Игра « Даже если… все равно…»

Предлагаю вам поиграть в игру, которая помогает,  изменить отношение к ситуации, вызывающей проблему, переформулировав ее.  Я буду произносить первую часть фразы, вы по очереди будете ее продолжать и дополнять. Например: «Даже если я поссорилась с родителями, все равно мы друг друга любим»

 

Развитие навыков позитивного переформулирования проблемы. 

 

5 мин

5

Игра «подарки для грусти»

С чем можно сравнить грусть? Например с  дождиком, поникшим цветочком, котенком…

Предлагаю вам разделиться на группы по 4-5 человек один из вас в группе нарисует и расскажет на что похожа его грусть, а остальные нарисуют для этого образа подарки на день рождения. Обсудите какой подарок был самым неожиданным, чем бы могли быть эти подарки в реальной жизни. Например: «Я дарю котенку солнечного зайчика. Это может обозначать, что хорошая солнечная погода наверняка поднимет настроение».

Рефлексия: Как вам это упражнение?

Какое у вас настроение сейчас?

Сможете ли вы использовать эту технику самостоятельно?

 

Развитие навыков взаимного принятия, нестандартного решения проблемы, завершение гештальта.

 

 

 

 

 

  

Осознание полученного опыта.

5 мин

6

Юмористическая  игра «Хорошо-плохо»

Размывание оценочных стереотипов. Поднятие настроения.

3 мин

7

Завершение. Выводы.

Какое у вас настроение сейчас? Изменилось ли оно за эти 30 минут?

Что с собой уносите? Что вас удивило? Было полезным?

Оценка занятия на пальчиках?

 

3 мин

   

Наши координаты: 195030, Санкт-Петербург,
ул. Отечественная, д.5 литера А,
тел./факс: 526-65-66